Игорь Яковлев (itchyfeet_ural) wrote,
Игорь Яковлев
itchyfeet_ural

Categories:

Хмурый край - 2 (2017). Три вершины: Куркак, Аврякрязь, Магнитная



← в начало путешествия
← к предыдущей главе

Еще перед поездкой я был в нетерпении вновь оказаться вновь на горных вершинах Белорецкого района. В прошлый раз из-за дымки, вызванной сильными пожарами в Сибири, пейзажи с гор Куркак и Арвякрязь были похожи на компьютерные декорации фильма Сайлент-Хилл. Особенно было обидно, что дорога на Арвякрязь была достаточно не простая, и покорилась вершина только со второго раза. На этот раз погодные условия вновь были не совсем благоприятные – постоянные дожди размыли проселочные дороги и вызывали сизую дымку испарений над лесами.

Для проведения фото-пристрелки пошли на горнолыжный склон ГК «Абзаково», подъемник на вершину которого, находиться на территории одноименного санатория. Нужно отметить, что подъемник работает летом только по выходным дням. Стоимость подъема составляет 150 рублей с человека. Дети едут бесплатно.

Чем выше поднимаешься, тем величественней виды открываются за спиной. Отсюда видно гору Куркак, перевал между Белорецком и Абзаково и много чего еще. Но действительно завораживающий вид на самом верху. Изучив топографическую карту пришел к выводу, что гора эта никак не именована, а высота ее составляет 819 метров метров.



Несомненно, хмурое небо не делает фотографии впечатляющими, но все-таки, даже такая погода не может испортить особую атмосферу гор.



Гора Куркак.



Ближе к 16.00 того же дня небо стало светлеть, и я в одиночку решил поехать на гору Куркак, что совсем неподалеку от Новоабзаково.

Подъем начинается у железнодорожного переезда Новоабзаково. Пересекая переезд, едем прямо по грунтовой дороге, никуда не сворачивая до знака «Кирпич» — точка 1. У знака сворачиваем на лесную дорогу.

В отличие от прошлого года, дорога стала сложнее. Постоянные дожди и отсутствие теплых дней размыли лесную дорогу. Двигаться пришлось медленно, выверяя маршрут, чтобы не свалиться в колеи, вырытые крупной техникой. Перспектива засесть в грязи до ночи совершенно не прельщала. А когда дорога перешла в тропу, по которой, по сути, ездят только квадроциклы, то стало веселее. Два места смог преодолеть только с третьего раза – подъем в горку и шоссейная резина не лучшие друзья для Forester’а. Протектор моментально замыливался, и порой не хватало каких-то сантиметров, чтобы зацепиться за грунт и выскочить из грязевой ванны. Но именно такие моменты делают результат более ценным и бескрайние просторы на пике дают понять, что все было не зря.

Первая смотровая площадка похожа на небольшое плато.



Под ногами непередаваемой красоты пейзаж.

Отсюда вдали виднеется озеро Банное…



…горнолыжные склоны ГК «Абзаково»…



Новоабзаково и Абзаково.



Но это еще не пик, ведь тропа уводит дальше. Проехав еще метров 500, делаю полную остановку. Дальше не проехать. Да и нет смысла. Здесь практически уже вершина.

Свежий ветер дождя наполняет легкие кислородом, а сознание безмятежностью.



Вокруг тишина и кристально чистый горный воздух.





Из-за хребта появилась грозовая туча. Нужно было бы поспешить обратно, пока дождь не размыл дорогу окончательно.



Видеоролик о дороге на Куркак:



Погода в горах меняется молниеносно. Пока я спускался, прошел дождь, и выглянуло солнце. Туман охватил верхушки соседних гор.



Гора Аврякрязь

Утро следующего дня встретило нас солнцем и непривычной для текущего года теплой погодой. Помня шаговую доступность горы Арвякрязь, предложил прокатиться до нее.



Проехав деревню Расакаево, выехал на полевую дорогу, которая через пару километров привела к лесочку (точка 2).



И вот тут ждал меня сюрприз. Если раньше тут был легко преодолимый участок, то в этом году трактора намесили колеи. Благо, нашлись объездные пути. Через несколько сот метров попался еще один хлюпающий землей участок. Проскочили без проблем. В точке 3 свернул налево. Но там мешанина не стал лезть. Вернулись и подъехали к броду (точка 4). Чем он замечателен? Да тем, что к нему нужно спуститься с горки с углом около 20-30%.

При этом важно суметь не плюхнуться в глиняную колею брюхом и не повиснуть в ней беспомощно вращая колесами. Начав спуск, где то в середине поймал диагональ, и, балансируя на трех колесах, медленно спустился вниз. С ходу проехал речушку. Адреналина хапнул с лихвой. По памяти это должен был быть последний трудный проезд.

Впереди уже показалась дорога, ведущая в лес и в гору. Раньше тут была грунтовка, а теперь сплошное месиво (точка 5).
Местные жители сюда ездят на покос и поэтому часто заезжают в эти места на тракторах. Отсюда и разбитость. Если бы постояла сухая погода, то проблем бы не воз-никло. Но по глубоким колеям бежали ручьи, размывая всю землю в округе. Дорога совершенно не проходимая для Форестера. Тут нужно нечто посерьезней. По одежде мы были совершенно не готовы к такой грязи, поэтому пришлось отказаться от идеи подняться наверх пешком.

Развернулись. Горку после брода взял только с четвертого раза. Резина беспомощно шлифовала глину, не давая шанса на плавный подъем. Пришлось заезжать с ходу, по опасной опрокидыванием траектории.



Фух… Выскочили… Естественно ни о каких фотографиях не было и речи, так что события тех часов сохранились только в голове.
Ну что ж, придется вернуться сюда еще раз на следующий год. А пока единогласно решили ехать в Магнитогорск в «Водопад Чудес», чтобы дать младшему поколению тоже провести время в играх.

Гора Магнитная.

К пяти вечера добрались до места. Оставив своих в аквапарке, я отправился на гору Магнитную. Чтобы попасть к подножью, нужно доехать до улицы Щорса и подняться наверх по одной из многочисленных троп и дорожек. Дорога легко проходимая для всех видов транспорта.




Интересно что, не смотря на солнечную погоду, над этой частью города висело облако дыма, испускаемого местным металлургическим комбинатом. За все время моего пребывания оно так и не исчезло.
Город дышит этими выбросами.



На вершине – заброшенные телекоммуникационные вышки. Насколько я понимаю – это остатки оборудование служившим силам ПВО.



Железнорудные залежи начали осваивать еще в XVlll веке. С ними связано немало легенд, одна из которых гласит, что в гору не могли подниматься подкованные лошади, т.к. из-за высокой магнитной активности их подковы примагничивались прямо к земле.



До ХХ века гору постоянно исследовали и, так или иначе, добывали и перерабатывали руду, главным образом живущие тут башкиры. Руду летом доставали на поверхность, а зимой на санях доставляли на, существовавший уже тогда Белорецкий металлургический завод Бурное развитие промышленной жизни здесь началось в советские времена и по сей день Магнитогорский Металлургический Комбинат является градообразующим и одним из передовых в нашей стране.
От самой горы остался лишь котлован…



С приходом к власти большевиков месторождение начали активно осваивать, и к 1929 году тут был основан город Магнитогорск, а в 1931 была добыта первая тонна руды из магнитогорского железного рудника. Этому посвящен монумент на вершине горы, открытый в 1971 году, сделанный в виде ковша экскаватора с глыбой магнитогорской руды. Под монументом расположена смотровая площадка.



На другой стороне карьера нетронутая промышленностью земля, которая сильно контрастирует с индустриальной частью



Заброшенный карьер заполнен лазурной водой.





Tags: Башкирия, гора Аврякрязь, гора Куркак, гора Магнитная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments