Игорь Яковлев (itchyfeet_ural) wrote,
Игорь Яковлев
itchyfeet_ural

Возвращение в мир каменных стражей. Джилы-Су.

← к предыдущей главе

С каждым годом мы подбираемся к Эльбрусу все ближе. В прошлом году любовались белоснежными шапками высочайшей вершины Европы и России на рассвете с плато Бермамыт, с расстояния чуть более 60 километров. На этот раз мы решили подъехать к северному склону чуть ближе и, раскрыв от восторга рот, потоптаться у его подножья.

Самый лучший способ сделать это – доехать до набирающего с каждым годом популярность урочища Джилы-Су, ежегодного места паломничества тысячи туристов не только из России, но и зарубежья. И причина такой популярности не только в лечебных нарзанных источниках, бьющих в ущелье прямо из-под земли, а еще и в потрясающей по красоте дороге, ведущей к «дикому» горному курорту. Опережая события своего рассказа, должен заметить, что для пассажиров эта дорога действительно доставляет невероятное и увлекательное зрелище, в то время как для водителей это настоящее мучение. Все дело в том, что за окнами автомобиля на всем протяжении открываются завораживающие панорамы на горные массивы и ущелья, и вместо того, чтобы вкусить всю красоту Кавказа, водителям приходится концентрироваться на тоненькой линии асфальта, серпантином вьющейся по отвесным склонам. Но обо всем по порядку.

Зная привычку Эльбруса прятаться за облаками после обеда, запланировали ранний выезд, не позднее семи утра. Ясное небо в тот день предвещало показать нам всю красоту Кавказского хребта и его главу.

От Кисловодска направляемся на юго-восток к поселку Индустрия по правой стороне Березовского ущелья. Асфальтовая дорога постоянно набирает высоту, да так, что порой создается впечатление, что взлетаешь на самолете - перед собой видишь голубое небо, а по бокам окружающие леса становятся все ниже. После Индустрии есть небольшой участок разбитого асфальта, который наш верный Форик проскочил, не заметив.

Все самое интересное начинается у поселка Кичи-Балык, расположившегося в ущелье реки Кичмалка. Дорога ныряет на дно ущелья, а затем, после моста, начинает выкарабкиваться зигзагом на высокогорное плато, за которым появляются заснеженные макушки Эльбруса.

Практически сразу за крутым подъемом первая остановка у каменного менгира (gps-координаты N43.78896 E42.66280)…

за которым причудливым образом сформировался каменный забор.

Отсюда великолепный вид на Кичи-Балык, последний пункт перед границей с Карачаево-Черкессией.

Вообще видовых точек по пути к Джилы-Су превеликое множество. Я провел немало времени на просторах интернета в поисках подробной информации о наиболее интересных видах, открывающихся с тех или иных мест. Но так и не нашел подробного описания и координат, поэтому пришлось обращаться к приложению Osmand и по сути прописывать маршрут вручную, ориентируясь на интуицию. Так что, надеюсь, собранная мною информация будет полезна тем, кто решится на путешествие в те края.

Следующую точку я упустил из виду в ходе планирования, и чуть было не пролетел мимо. Находится она у Горной Астрономической Станции на высоте 2000 метров над уровнем моря на горном плато Шиджатмаз.

Поворот к ней я проскочил (gps-координаты N43.74604 E42.67592), ведь дорога здесь проложена в небольшой ложбине между двух холмов, и разглядеть, что на вершине их находится, нет возможности. На мое счастье, на следующем перекрёстке (gps-координаты N43.74252 E42.67740) я обратил внимание на УАЗИк, выезжающий с проселочной дороги, и, недолго думая, крутанул руль по направлению к нему и заскочил на полевую дорогу.

И вот, наконец-то он, Эльбрус, встречу с которым мы ждали уже целый год. Белоснежный двуглавый гигант, возвышающийся над неприступными горными стенами Северного Кавказа.

Как по команде наш экипаж высыпал на улицу и поспешил к краю обрыва, жадно поедая глазами убегающий в горизонт необъятный предгорный простор.

На двухкилометровой высоте от мягкой теплоты летнего утра не осталось и следа. Зябкий ветерок, гуляющий по высокогорным лугам, несмотря на яркое солнце, создавал ощущение морозной свежести. Одно лишь желание в такой момент - набрать бы побольше воздуха в легкие, почувствовать легкое ощущение эйфории и головокружения от кристальной чистоты воздуха и сохранить навсегда в себе чувство мнимой свободы от забот и просветления. Психотерапевтический сеанс успешно начался и первым впрыснул в кровь горную анестезию. Теперь хочется еще и еще.

Скорее в машину, и на спуск к ущелью реки Хасаут по извилистому серпантину. Угол спуска настолько серьезный, что приходиться ехать на второй передаче, чтобы не перегружать тормоза. За шестикилометровый участок сбрасываем высоту с 2000 до 1000.

На дне ущелья - Долина Нарзанов, туристический комплекс, знаменитый благодаря 17 источникам минеральной воды, выходящим прямо на поверхность в специально сооруженные колодцы из камней. Остановиться для осмотра – велика вероятность увидеть Эльбрус закрытым облаками. Поэтому оставляем Долину на далекое потом.

И вновь поворот за поворотом по крутым склонам гор. Перехожу на пониженную передачу, чтобы не надрывать мотор и сцепление, так регулировать тягу и проходить горные шпильки удобнее. Делаем остановку, чтобы дать мотору отдохнуть, а за одним и сделать фотографии ущелья реки Хасаут (gps координаты – N43.68106 E42.66722). Отсюда видно, какой крутой спуск пришлось преодолеть. Слева на верху видны купола астрономической обсерватории. А внизу змейкой вьётся по склону дорога.

И конечно, же кругом предгорья, покрытие ковром зелени.

Следующие десять километров - это связка пологих поворотов с продолжительными прямыми участками и невероятными видами на Эльбрус с водораздельного плато Бечасын. Наконец-то можно немного отвлечься от пустынной дороги и вертеть головой на все 360 градусов.

С каждым километром он становиться все ближе, и его масштабы на фоне близлежащих гор впечатляют. Отследить места остановок сейчас уже сложно, да и не имеет смысла делать этого. Точек для съемки будет сотня, и любой желающий найдет свой уникальный ракурс. Главное не забывать ставить машину на ручник, прежде чем в нетерпении выбегать с камерой на улицу.

Единственное, что я бы посоветовал – это заехать на вершину горы Харбас (gps-координаты N43. 61298 E42.59502). Это отличная обзорная площадка, и, возможно, одно из лучших мест по дороге на Джилы-Су, где можно остановиться с палаткой и встретить рассвет на высоте 2400 метров. Заехать на эту смотровую можно практически на любом автомобиле, надо лишь преодолеть небольшую песчаную ступеньку при съезде с асфальта на грунтовку.

Вообще, назвать вершиной это место сложно – скорее это пологий купол, на склонах которого растет множество цветов, а вершину венчает вышка.

Дорога вновь падает в ущелье реки Харбас, в зону лесов и буйной растительности. Дорога здесь петляет по краю ущелья, и вновь происходит резкий сброс высоты. В устье Харбаса, тянется многокилометровая граница национального парка Приэльбрусье. Это особо охраняемая территория Карачаево-Черкессии и здесь действуют особые природоохранные правила.

Из ущелья подъем затяжной на высоту 2300 метров. Машине приходится нелегко, и в тот момент я сильно забеспокоился за здоровье железного сердца нашего скакуна. Как бы нам доехать обратно, не поймав клина.

Решил сделать небольшую остановку, а заодно поглядеть на виды вокруг. На западе возвышаются отвесные стены полюбившегося нам плато Бермамыт.

А на юг дорога петляет вдоль горного рубежа, устремившего свои горные пики в облака. Кажется, что вот-вот они дотянуться до них.

Трава здесь по-осеннему желтоватого цвета. По ощущениям она достаточно жесткая, словно напоминая нам о том, на какой высоте мы находимся, и в каких непростых условиях ей здесь приходится расти.

За спиной пломбирного Эльбруса начинают показываться облака. Сегодня они пожаловали слишком рано. Время еще только девять. Успеть бы до того, как все закроется серо-белой пеленой. Нужно спешить.

Мы подъезжаем все ближе, и подножье горы скрывается за шеренгой горного воинства.

Дорога устремляется вершине горы Тузлук, на вершине которой находится Храм Солнца (gps-координат N43.47303 E42.52855). Гору эту легко распознать – ее куполообразная форма настолько идеальна, что стала причиной появления легенд и слухов. На вершине из ее недр возвышаются четыре каменных столба, по своему расположению образующие крест. Эх, знал бы о нем в тот момент, непременно бы заглянул.

Начинают попадаться машины, едущие с нами в попутном направлении. На подъеме нас лихо обогнал УАЗ. Куда здесь можно спешить? Гнать во весь опор нет желания совсем. Хочется, смакуя виды, наслаждаться каждым сантиметром дороги.

Догоняем мы его в верхней точке подъема. Желудок одного из пассажиров не выдержал раллийного темпа и попросился выйти из машины. Высота 2600 метров.

Впереди у нас вновь горный серпантин к устью реки Малка. Здесь также стараюсь ехать на «понижайке», чтобы не перегревать тормоза. Меня обходит Мицубиси ASX, от которого уже ощущается аромат паленых колодок.

От ущелья, после моста, дорога тянется вдоль отвесной стены.

Через километр по правую руку от нас показываются кемпинговый город и возвышающийся над ним трехэтажный замок президента Карачаево-Черкессии.

Впереди показывается Долина Замков, которая стала плацдармом для большого палаточного городка. Подкатываемся к закрытому шлагбауму, рядом с которым стоит невзрачного вида вагончик. Никаких опознавательных табличек, что это за КПП и возможен ли дальнейший проезд, нет.

Так что пришлось разминать ноги и выходить к небольшой группе мужчин у будки, по всей вероятности, являющимися охранниками урочища Джилы-Су. За скромную плату 50 рублей нас пропустили дальше, к тупиковой парковке у долины нарзанов. Вся стоянка была заполнена автомобилями, и искать свободное место пришлось на обочине дороги.

После безлюдной дороги от количества туристов рябило в глазах, и мы стояли растерянные, озираясь по сторонам. Куда дальше идти и что делать, не понятно. Никаких указателей или карты местности нет. Поэтому приняли решение идти за общим потоком. Пройдя мимо непонятного назначения построек в конце парковки, встали на тропу и, огибая покатый склон, начали спуск к пойме Малки. Не пройдя и ста метров, мы оказались в долине, с одной стороны ограниченной склоном, а с другой рекой. Это и есть долина нарзанов Джилы-Су.

Фантазия человека, побывавшего до этого в Кисловодске, нарисует кафельные бассейны для плавания и каменные стойки, где можно попить минеральной воды. В реальности все не так. Дело в том, что асфальтовую дорогу к урочищу проложили не так давно, и пока сюда добралась лишь цивилизация, но не ее блага. По своей сути источники Джилы-Су это полудикое стихийно организованное место в каменной долине, где источники пробиваются наружу через тонкие ржавые трубы. У источника кто-то смастерил скамейку. Она всегда занята, поэтому люди садятся прямо на камни и, словно находясь в медитации, в полной тишине попивают воду из кружек. Меня немного позабавила такая атмосфера серьезности. Вся земля вокруг имеет ржавый оранжевый цвет. С небольшим недоверием испробовали и мы свежайшего напитка богатырей, и даже попытались сделать очень серьезное лицо во время процесса. Могу сказать, что пить его несколько приятней, чем тот, что мы пробовали в Кисловодске. С такой радости мы набрали пятилитровую бутыль кристально чистой воды с собой, мало ли что, может потом компрессы буду делать. К этой бутыли мы еще вернемся.
Неподалеку расположена нарзанная ванна, представляющая собой природный котлован, наполненный нарзанной водой и обнесенный глухим металлическим забором. Переодеваются желающие прямо внутри этой зоны. Естественно, время купания мужчин и женщин строго разделены. По моим прикидкам за раз в ванну садятся около двадцати человек. Проходимость в день огромная. Вода из ванны устремляется прямо в Малку.

В двухстах метрах от купели река Кызылкол образует красивейший водопад Султан. Протекая по долине Эманнуэля, река попадает в плен каменных столбов и с высоты 40 метров падает вниз, разнося по округе тучи ледяных брызг. Чтобы попасть к нему, нужно пройти испытание легендарным железным мостом, перекинутым через реку. Вы спросите, а в чем его легендарность. Дело в том, что мост наклонный и переброшен он через реку, скажем так, не очень аккуратно. Пол моста устлан резиной, задача которой изначально была сделать спуск не скользким. Однако, в какой-то момент что то пошло не так, и резина оказалась чуть менее скользкой, чем ледяная мартовская корка на тротуаре. В итоге, по одной стороне моста люди, судорожно цепляясь за перила, пытаются забраться на него, а с другой стороны наоборот спуститься. Жена наотрез отказалась учувствовать в таком аттракционе, и мы с сыном отправился к водопаду вдвоем. Тропа к нему тоже оставляет желать лучшего, сыпучий грунт под ногами то и дело норовит посадить путника на пятую точку, что я с успехом и сделал. При этом приходится карабкаться то вниз, то вверх.

Меня водопад не особо впечатлил, тем более, что подойти к нему близко не получится из-за сильного потока реки.
Всего этого мне показалось мало, и я решил непременно дойти еще куда-нибудь, чтобы увидеть что-нибудь. На развилке у моста основная часть туристов уходила направо и начинала подъем в гору. Сверившись с Osmand, понял, что тропа ведет к поляне Эммануэля. Значит мне туда дорога, ведь за ней находятся две наиболее знаменитые достопримечательности этих мест – Каменные грибы и Немцкий аэродром.

Подъем по тропе не очень трудный, но все же требует физической выносливости. Каково было мое удивление, что параллельно со мной в гору взбирались мужчины и женщины, возраст которых близился к семидесяти – восьмидесяти годам. При этом темп движения у них был очень бодрый. Неужели чистый горный воздух Кабардино-Балкарии и нарзанные источники действительно продлевают жизнь и делают человека более здоровым по сравнению со сверстниками, проживающих в городах? Теперь я готов в это поверить.
А пока я рассуждал о том, что вот здесь проживают самые счастливые люди, вокруг открывались очень интересные виды. Прямо по ходу красовалось ущелье Малки. На правом краю теперь можно было разглядеть замок во всей красе. Удивительно, что кэмпинг находился в непосредственной близости от него, при этом замок не имел никакого ограждения. По-видимому, президент здесь не частый гость или же он настолько близок к своему народу, что не хочет ограждаться от него.

А за спиной открылась панорама на ущелье Кала-Кулак и растущие на его склонах «Зубы Дракона» - каменные останцы, напоминающие своей остроконечной формой огромные клыки.

С такой высоты было великолепно видно, как многолюдно здесь. Палатками заставлен любой мало-мальски подходящий для этого клочок земли. Раньше Джилы-Су преподносился во всех интернет источниках, как девственно чистый уголок Кавказа, где можно насладиться первозданной природой и тишиной. С каждым годом сюда прибывает все больше туристов, и теперь о тихом спокойном отдыхе не может идти и речи. Пока люди стараются сохранять здесь чистоту, но долго ли?

Тем временем тропа обогнула склон холма, и вдалеке показались макушки Эльбруса, которые уже начали затягиваться облаками. Еще чуть-чуть и он скроется за ними до конца дня.

Но и без двуглавого великана было на что посмотреть. По левую руку от меня весь склон был усыпан каменными останцами и булыжниками. Выглядели они на зеленой траве очень инородно. Так бывает, когда речной песок остается в русле реки, а сама она высыхает. Но никакой реки, конечно здесь никогда не было.

По правую руку мирно паслась отара овец.

Из норок навстречу мне выскакивали веселые суслики, похоже, ожидая вкусной награды за свою смелость. Но я не сторонник прикармливать диких животных. Не люблю вмешиваться в жизнь природы и менять что-то в ней. Так, что миловидные полосатики остались без угощения.

Дорога начала спуск к в долину, и я, оценив время, которое мне придется потратить на пеший поход до намеченной цели, принял решение отказаться от этой идеи, ведь внизу меня ожидал мой экипаж. На этот раз ограничусь съемкой панорамы со смотровой площадки (gps-координаты N43.43461 E42.53456), тем более, что посмотреть с нее было на что.

Конечно же, на потухший миллионы лет назад вулкан.

На живописную долину реки Кызылкол.

Именно эта часть долины и именуется поляной Эммануэля, в честь генерала, чья экспедиция покорила Эльбрус в 1829 году.

Если подойти к краю обрыва, то можно разглядеть ущелье, в которое втискивается горный поток воды. В нем как раз и образуется водопад Султан.

Эх, было бы больше времени, я бы непременно спустился бы в ущелье и побродил бы по его дну рядом с бурлящим потоком воды. Но все это остается на далекое потом.

За отвесными скалами виднеются уже знакомые нам «Зубы Дракона».

Бросаю прощальный взгляд на всю эту невероятную красоту и понимаю, что в этот раз я не увидел и половины того, что можно здесь посетить. С другой стороны, нужно понимать, что эта вылазка носила скорее ознакомительный характер, и ее вообще могло было быть при таких обстоятельствах.

Однозначно, ехать сюда нужно не на один день, а три-четыре дня, уходить подальше от машин и людей с палаткой и наслаждаться невероятными закатами и восходами и чистейшим воздухом Кавказа. Еще одно место попадает в мой список «нужно повторить».

Пока я спускался к стоянке, небо затянуло хмурыми тучами. От прекрасной утреней погоды не осталось и следа. Тем интересней будет увидеть всю красоту непогоды в горах. Главное, чтобы не хлынул ливень и потоками воды не вынес на дорогу каменные реки. Такое здесь случается, хоть и не часто. Но за дорогой следят, и завалы разбираются оперативно.

Сразу за мостом через Малку, сворачиваю влево. Судя по карте, здесь неподалеку есть водопад невероятной мощи и красоты. Преодолеваем легкое бездорожье и каменные препятствия. Для себя с удовольствием отмечаю, что прохожу этот участок довольно уверенно, а вот едущий на встречу Хайландер явно осторожничает, боясь зацепить брюхом острые камни. После продолжительных дождей дорогу здесь основательно размывает и для преодоления потребуется более серьезная техника. Можно оставить машину у моста и прогуляться два километра пешком, лишний раз любуясь окрестными горами. Так или иначе, непосредственно к водопаду не подъехать, километр придется идти пешком.

Оставляю машину на сухой полянке и убегаю к водопаду по тонкой тропке, вьющейся по крутому склону.

Водопад слышно издалека и начинаешь представлять, что же ждет там. Водопад расположен в выемке скал и его не видно до самого последнего момента, но когда он открывается, невольно останавливаешься.

Клокочущая масса воды создает вокруг себя мощное дождевое облако. Вода в нем далека от кристальной чистоты и имеет грязно-коричневый цвет из-за вымывания горных пород. Вся эта взвесь опускается на окружающие камни и растения, от чего они покрыты слоем серой неприглядной пыли.

С высоты тропы он не выглядит внушительно, но когда спускаешься на уровень реки, понимаешь, что масштаб очень серьезный.

В отличие от Султана к Какакая-Су можно подойти настолько, насколько вам позволит одежда. В любой момент вас может обдать водяным облаком.

Мост через Малку расположен чуть подальше, и придется делать небольшую петлю. В этом месте Малка протекает по небольшому каньону. Очень живописное место с массой разноцветных растений. Этакий маленький цветущий Эдем на берегу горной реки.

И вот, наконец-то Каракая-Су передо мной. Только у подножья водяного столба, обхватом с тысячелетнюю секвойю, понимаешь, насколько велика мощь воды, летящей с высоты сорока метров. И эта мощь гипнотизирует, да так, что невозможно отвести взгляда от бесконечного потока воды.

Снимать очень сложно – объектив постоянно залепляет грязная взвесь. Поэтому приходится одним глазом смотреть в объектив, а вторым ловить водяные облака, гуляющие по ущелью и вовремя прятать камеру.

На обратном пут мне встретилась целая вереница иностранных туристов преклонного возраста. Как выяснилось из короткого общения, они приехали на Кавказ из Израиля. Приятно осознавать, что и Российская природа привлекает людей со всего мира.

При выезде на асфальт были остановлены местным патрулем, который суровым взглядом потребовал от нас документы.

На перевал мы уже забирались под колючую морось. Но видимость еще оставалась великолепная.

Благодаря мягкому свету через тучи плато Конжол предстало перед нами во всей красе и масштабности.

И даже видна дорога, ведущая на вершину.

Дорога назад не менее увлекательна и доставляет не меньшее удовольствие.

На сегодня у нас оставалась еще одна любопытная достопримечательность. Расположена она на девяностоградусном повороте при подъеме из ущелья реки Харбас (gps-координаты N43.57897 E42.58610).

Располагайся эта гора на Урале, ее бы с большой долей вероятности назвали Чертов палец. По сути своей это скальное образование, отделившееся от основного горного массива.

Но, в отличие от своих Уральских братьев, этот останец утопает в зелени и чем–то напоминает фантастические пейзажи фильма Джэймса Кэмерона.

Я не смог проехать мимо смотровой площадки Харабас, уж очень мне хотелось еще раз увидеть панораму Кавказского горного хребта. Но, увы, он скрылся в черноте грозовых туч. Над Джилы-Су сейчас лютовала непогода.

На сегодня нам уже и так хватило эмоций, и невероятных видов. Так что требовать чего-то еще мы не имели права. Наш путь лежал в солнечный Кисловодск.

В поселке Индустрия сделали остановку у овощной лавки, очень уж манящими нам показались аппетитного вида помидоры на прилавке. Как оказалось, это были лучшие по вкусовым качествам арбузы, помидоры и дыни, что нам довелось попробовать в этом путешествии.